Арбитраж шин 173
В алгоритме фиксированного кванта времени каждому ведущему для захвата шины в течение цикла арбитража выделяется определенный квант времени. Если ведущий в этот момент не нуждается в шине, выделенный ему квант остается не использованным. Такой метод наиболее подходит для шин с синхронным прото­колом.
Схемы арбитража
Арбитраж запросов на управление шиной может быть организован по централизо­ванной или децентрализованной схеме. Выбор конкретной схемы зависит от тре­бований к производительности и стоимостных ограничений.
Централизованный арбитраж
При централизованном арбитраже в системе имеется специальное устройство — центральный арбитр, — ответственное за предоставление доступа к шине только одному из запросивших ведущих. Это устройство, называемое иногда централь­ным контроллером шины, может быть самостоятельным модулем или частью ЦП. Наличие на шине только одного арбитра означает, что в централизованной схеме имеется единственная точка отказа. В зависимости от того, каким образом веду­щие устройства подключены к центральному арбитрут возможные схемы центра­лизованного арбитража можно подразделить на параллельные и последователь­ные.
В параллельном варианте центральный арбитр связан с каждым потенциаль­ным ведущим индивидуальными двухпроводными трактами. Поскольку запросы к центральному арбитру могут поступать независимо и параллельно, данный вид арбитража называют централизованным параллельным арбитражем или центра­лизованным арбитражем независимых запросов.
Идею централизованного параллельного арбитража на примере восьми веду­щих устройств иллюстрирует рис. 4.11, а.
Здесь и далее под «текущим ведущим» будем понимать ведущее устройство, управляющее шиной в момент поступления нового запроса. Устройство, выста­вившее запрос на управление шиной, будем называть «запросившим ведущим». Сигналы запроса шины (ЗШ) поступают на вход центрального арбитра по индиви­дуальным линиям. Ведущему с номером i, который был выбран арбитром, также по индивидуальной линии возвращается сигнал предоставления шины (ПШ,). Ре­ально же занять шину новый ведущий сможет лишь после того, как текущий веду­щий (пусть он имеет номер j) снимет сигнал занятия шины (ШЗ). Текущий веду­щий должен сохранять сигналы ШЗ и 3IIIJ активными в течение всего времени, пока он использует шину. Получив запрос от ведущего, приоритет которого выше, чем у текущего ведущего, арбитр снимает сигнал ПШ] на входе текущего ведущего и выдает сигнал предоставления шины ПШ, запросившему ведущему. В свою оче­редь, текущий ведущий, обнаружив, что центральный арбитр убрал с его входа сигнал nillj, снимает свои сигналы ШЗ и 3IIIJ после чего запросивший ведущий мо­жет перенять управление шиной. Если в момент пропадания сигнала ПШ на шине происходит передача информации, текущий ведущий сначала завершает передачу и лишь после этого снимает свои сигналы.
174 Глава 4. Организация шин
Логика выбора одного из запрашивающих ведущих обычно реализуется аппа­ратными средствами. В качестве примера рассмотрим реализацию системы цент­рализованного параллельного арбитража для статических приоритетов (рис. 4.11, б). Пусть имеется восемь потенциальных ведущих 7-0, восемь сигналов запроса шины 3111,-ЗЩ, и восемь соответствующих им сигналов предоставления шины ΠΙΠ,-ПЩ,. Положим, что приоритеты ведущих последовательно убывают с уменьшением их номера. Если текущим является ведущий 3, то шину у него могут перехватить ве­дущие с номерами от 4 до 7, а ведущие 0-2 этого сделать не могут. Ведущий 0 вправе использовать шину лишь тогда, когда она свободна, и должен освободить ее по запросу любого другого ведущего. Схема статических приоритетов может быть относительно просто реализована на основе логических выражений, которые применительно к рассматриваемому примеру имеют вид:
Устройства арбитража, реализующие систему статических приоритетов, обыч­но выполняются в виде отдельных микросхем (например, SN74278 фирмы Texas
Арбитраж шин 175
Instruments), которые, с целью увеличения числа входов и выходов, могут объеди­няться по каскадной схеме, что, однако, ведет к увеличению времени арбитража.
При наличии большого числа источников запроса центральный арбитр может строиться по схеме двухуровневого параллельного арбитража. Все возможные за­просы разбиваются на группы, и каждая группа анализируется своим арбитром первого уровня. Каждый арбитр первого уровня выбирает запрос, имеющий в дан­ной группе наивысший приоритет. Арбитр второго уровня отдает предпочтение среди арбитров первого уровня, обнаруживших запросы на шину, тому, который имеет более высокий приоритет. Если количество возможных запросов очень ве­лико, могут вводиться дополнительные уровни арбитража.
Схема централизованного параллельного арбитража очень гибка — вместо ста-. тических приоритетов допускается использовать любые варианты динамической смены приоритетов. Благодаря наличию прямых связей между центральным ар­битром и ведущими схема обладает высоким быстродействием, однако именно непосредственные связи становятся причиной повышенной стоимости реализа­ции. В параллельных схемах затруднено подключение дополнительных устройств. Обычно максимальное число ведущих при параллельном арбитраже не превыша­ет восьми. У схемы есть еще один существенный недостаток — сигналы запроса и подтверждения присутствуют только на индивидуальных линиях и не появля­ются на общих линиях шины, что затрудняет диагностику.
Второй вид централизованного арбитража известен как централизованный по­следовательный арбитраж:. В последовательных схемах для выделения запроса с наивысшим приоритетом используется один из сигналов, поочередно проходя­щий через цепочку ведущих, чем и объясняется другое название — цепочечный или гирляндный арбитраж. В дальнейшем будем полагать, что уровни приоритета ве­дущих устройств в цепочке понижаются слева направо.
В зависимости от того, какой из сигналов используется для целей арбитража, различают три основных типа схем цепочечного арбитража: с цепочкой для сигна­ла предоставления шины, с цепочкой для сигнала запроса шины (ЗШ) и с цепочкой для дополнительного сигнала разрешения (РШ). Наиболее распространена схема цепочки для сигнала ПШ (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Централизованный последовательный арбитраж с цепочкой для сигнала
предоставления шины
Запросы от ведущих объединяются на линии запроса шины по схеме «монтаж­ного ИЛИ». Аналогично организована и линия, сигнализирующая о том, что шина в данный момент занята одним из ведущих. Когда один или несколько ведущих
176 Глава 4. Организация шин
выставляют запросы, эти запросы транслируются на вход центрального арбитра. Получив сигнал ЗЩ арбитр анализирует состояние линии занятия шины, и если шина свободна, формирует сигнал ПШ Сигнал предоставления шины последова­тельно переходит по цепочке от одного ведущего к другому. Если устройство, на которое поступил сигнал ПШ, не запрашивало шину, оно просто пропускает сигнал дальше по цепочке. Когда ПШ достигнет самого левого из запросивших ведущих, последний блокирует дальнейшее распространение сигнала ПШ по цепочке и бе­рет на себя управление шиной.
Еще раз отметим, что очередной ведущий не может приступить к управлению шиной до момента ее освобождения. Центральный арбитр не должен формиро­вать сигнал ПШ вплоть до этого момента.
Цепочечная реализация предполагает статическое распределение приоритетов. Наивысший приоритет имеет ближайшее к арбитру ведущее устройство (устрой­ство, на которое арбитр выдает сигнал ПШ). Далее приоритеты ведущих в цепочке последовательно понижаются.
Основное достоинство цепочечного арбитража заключается в простоте реали­зации и в малом количестве используемых линий. Последовательные схемы ар­битража позволяют легко наращивать число устройств, подключаемых к шине.
Схеме тем не менее присущи существенные недостатки. Прежде всего, после­довательное прохождение сигнала по цепочке замедляет арбитраж, причем время арбитража растет пропорционально длине цепочки. Статическое распределение приоритетов может привести к полному блокированию устройств с низким уров­нем приоритета (расположенных в конце цепочки). Наконец, как и параллельный вариант, централизованный последовательный арбитраж не очень удобен в плане диагностики работы шины.
Децентрализованный арбитраж
При децентрализованном или распределенном арбитраже единый арбитр отсут­ствует. Вместо этого каждый ведущий содержит блок управления доступом к шине, и при совместном использовании шины такие блоки взаимодействуют друг с дру­гом, разделяя между собой ответственность за доступ к шине. По сравнению с цен­трализованной схемой децентрализованный арбитраж менее чувствителен к отка­зам претендующих на шину устройств.
Рис. 4.13. Схема децентрализованного параллельного арбитража
Hosted by uCoz