|
||
Кэш-память 2 5 7
|
||
|
||
торах основной и кэш-памяти совпадает, для выбора блока внутри сектора в обоих случаях можно использовать четыре младших разряда адреса блока ОП. В результате задача преобразования адресов сводится к переходу от 10-разрядного номера сектора основной памяти к трехразрядному номеру сектора в кэш-памяти. Такое преобразование осуществляется с помощью ассоциативной памяти тегов на 8 слов (по числу секторов в кэш-памяти). Каждая ячейка памяти тегов содержит 13 разрядов: 10 старших хранят тег — номер сектора ОП, атри младших разряда — номер сектора кэш-памяти, куда отображен данный сектор ОП. Для проверки того, имеется ли копия сектора в кэш-памяти, производится ассоциативный поиск по 10 старшим разрядам памяти тегов. Если произошло совпадение, то для доступа к нужному сектору в памяти данных кэш-памяти используются три младших разряда соответствующей ячейки памяти тегов.
Поскольку размер сектора велик, в рассматриваемой схеме отображения копируется не весь сектор целиком, а только требуемый его блок. Для этого к каждой строке, хранимой в кэш-памяти, добавляется один бит информации, называемый битом достоверности, показывающий, относится ли данный блок к текущему сектору или в нем осталась информация из сектора, хранившегося на этом месте до смены секторов.
При заполненной кэш-памяти, когда необходимо заменить один из его секторов, в ассоциативной памяти тегов делается запись о новом секторе, как при замене всего сектора полностью. Фактически же в кэш-память пересылается только тот блок сектора, к которому в данный момент обращается процессор, и в соответствующей строке памяти данных бит достоверности устанавливается в единицу. В то же время биты достоверности остальных строк этого сектора сбрасываются в 0. Далее, по мере копирования других блоков этого сектора, их биты достоверности устанавливаются в единицу.
При такой процедуре заполнения секторов кэш-памяти, в случае обнаружения в ней нужного сектора, предварительно требуется проанализировать состояние бита достоверности соответствующей строки. Если он установлен в 1, значит, обращение к данной ячейке кэш-памяти возможно. При нулевом значении бита достоверности сначала производится копирование нужного блока в кэш-память, его бит достоверности устанавливается в единицу, и лишь после этого разрешается доступ к указанному адресу в кэш-памяти. ■
В том случае, когда при замене сектора в кэш-памяти необходимо сохранить его старое содержимое в основной памяти, в ОП пересылаются только заменяемые блоки сектора.
f Алгоритмы замещения информации в заполненной кэш-памяти
Когда кэш-память заполнена, занесение в нее нового блока связано с замещением содержимого одной из строк. При прямом отображении каждому блоку основной : памяти соответствует только одна определенная строка в кэш-памяти, и никакой ;. иной выбор удаляемой строки здесь невозможен. При полностью и частично ассо-ί: циативных способах отображения требуется какой-либо алгоритм замещения (вы-■·.· бора удаляемой из кэш-памяти строки).
|
||
|
||
|
||
2 58 Глава 5. Память
|
||
|
||
Основная цель стратегии замещения — удерживать в кэш-памяти строки, к которым наиболее вероятны обращения в ближайшем будущем, и заменять строки, доступ к которым произойдет в более отдаленном времени или вообще не случится. Очевидно, что оптимальным будет алгоритм, который замещает ту строку, обращение к которой в будущем произойдет позже, чем к любой другой строке кэша К сожалению, такое предсказание практически нереализуемо, и приходится привлекать алгоритмы, уступающие оптимальному. Вне зависимости от используемого алгоритма замещения для достижения высокой скорости он должен быть реализован аппаратными средствами.
Среди множества возможных алгоритмов замещения наиболее распространенными являются четыре, рассматриваемые в порядке уменьшения их относительной эффективности.
Наиболее эффективным является алгоритм замещения на основе наиболее давнего использования (LRU — Least Recently Used), при котором замещается та строка кэш-памяти, к которой дольше всего не было обращения. Проводившиеся исследования показали, что алгоритм LRU, который «смотрит» назад, работает достаточно хорошо в сравнении с оптимальным алгоритмом, «смотрящим» вперед.
Наиболее известны два способа аппаратурной реализации этого алгоритма.
В первом из них с каждой строкой кэш-памяти ассоциируют счетчик. К содержимому всех счетчиков через определенные интервалы времени добавляется единица. При обращении к строке ее счетчик обнуляется. Таким образом, наибольшее число будет в счетчике той строки, к которой дольше всего не было обращений, и эта строка — первый кандидат на замещение.
Второй способ реализуется с помощью очереди, куда в порядке заполнения строк кэш-памяти заносятся ссылки на эти строки. При каждом обращении к строке ссылка на нее перемещается в конец очереди. В итоге первой в очереди каждый раз оказывается ссылка на строку, к которой дольше всего не было обращений. Именно эта строка прежде всего и заменяется.
Другой возможный алгоритм замещения — алгоритм, работающий по принципу «первый вошел, первый вышел » (FIFO — First In First Out). Здесь заменяется строка, дольше всего находившаяся в кэш-памяти. Алгоритм легко реализуется с помощью рассмотренной ра*нее очереди, с той лишь разницей, что после обращения к строке положение соответствующей ссылки в очереди не меняется.
Еще один алгоритм — замена наименее часто использовавшейся строки (LFU — Least Frequently Used). Заменяется та строка в кэш-памяти, к которой было меньше всего обращений. Принцип можно воплотить на практике, связав каждую строку со счетчиком обращений, к содержимому которого после каждого обращения добавляется единица. Главным претендентом на замещение является строка, счетчик которой содержит наименьшее число.
Простейший алгоритм — произвольный выбор строки для замены. Замещаемая строка выбирается случайным образом. Реализовано это может быть, например, с помощью счетчика, содержимое которого увеличивается на единицу с каждым тактовым импульсом, вне зависимости от того, имело место попадание или промах; Значение в счетчике определяет заменяемую строку в полностью ассоциативной кэш-памяти или строку в пределах модуля для множественно-ассоциативной кэш-памяти. Данный алгоритм используется крайне редко. . . .
|
||
|
||
|
||
Кэш-память 2 5 9
|
||
|
||
Среди известных в настоящее время систем с кэш-памятью наиболее встречаемым является алгоритм LRU. ^
Алгоритмы согласования содержимого кэш-памяти и основной памяти
В процессе вычислений ЦП может не только считывать имеющуюся информацию, но и записывать новую, обновляя тем самым содержимое кэш-памяти. С другой стороны, многие устройства ввода/вывода умеют напрямую обмениваться информацией с основной памятью. В обоих вариантах возникает ситуация, когда содержимое строки кэша и соответствующего блока ОП перестает совпадать. В результате на связанное с основной памятью устройство вывода может быть выдана «устаревшая» информация, поскольку все изменения в ней, сделанные процессором, фиксируются только в кэш-памяти, а процессор будет использовать старое содержимое кэш-памяти вместо новых данных, загруженных в ОП из устройства ввода.
Для разрешения первой из рассмотренных ситуаций (когда процессор выполняет операцию записи) в системах с кэш-памятью предусмотрены методы обновления основной памяти, которые можно разбить на две большие группы: метод сквозной записи (write through) и метод обратной записи (write back).
По методу сквозной записи прежде всего обновляется слово, хранящееся в основной памяти. Если в кэш-памяти существует копия этого слова, то она также обновляется. Если же в кэш-памяти отсутствует нужная копия, то либо из основной памяти в кэш-память пересылается блок, содержащий обновленное слово (сквозная запись с отображением); либо этого не делается (сквозная запись без отображения).
:Главное достоинство метода сквозной.записи состоит в том, что когда строка в кэш-памяти назначается для хранения другрго блока, то удаляемый блок можно ' не возвращать в основную память, поскольку его копия там уже имеется. Метод достаточно прост в реализации. К сожалению, эффект от использования кэш-памяти (сокращение времени доступа) в отношении к операциям записи здесь отсутствует. Данный метод применен в микропроцессорах i486 фирмы Intel.
Определенный выигрыш дает егр модификация, известная как метод буфери -зированной сквозной запцси. Информация сначала записывается в кэш-память и в специальный буфер, работающий по схеме FIFO. Запись в основную память производится уже из буфера, а процессор, не дожидаясь ее окончания, может сразу же продолжать свою работу. Конечно, соответствующая логика управления должна заботиться о том, чтобы своевременно «опустошать» заполненный буфер. При использовании буферизации процессор полностью освобождается от работы с ОП.
Согласно методу обратной записи, слово заносится только в кэш-память. Если соответствующей строки в кэш-памяти нет, то нужный блок сначала пересылается из ОП, после чего запись все равно выполняется исключительно в кэш-память. При замещении строки ее необходимо предварительно переслать в соответствующее место основной памяти. Для метода обратной записи, в отличие от алгоритма сквозной записи, характерно то, что при каждом чтении из основной памяти осуществляются две пересылки между основной и кэш-памятью.
|
||
|
||