До недавнего времени для печатания результатов выполненной в графической программе работы на полиграфическом оборудовании можно было использовать одну из двух схем печати: плошечную или многослойную. Сейчас ряд графических программ и основные программы верстки поддерживают комбинированный способ печати путем добавления к многослойной печати плошечных цветов (Spot colors).
□ Плошечными (или простыми) цветами называются цвета, которые воспроизводятся на бумаге готовыми смесовыми красками.
□ Каждый плашечный цвет репродуцируется с помощью отдельной печатной формы (плашки).
□ Многослойная печать основана на использовании триадных (иначе составных) цветов и включает в себя как минимум четыре процесса.
□ Триадные цвета воспроизводятся путем оптического смешивания в разных пропорциях триадных красок (голубой, пурпурной, желтой), применяемых в стандартной четырехкрасочной печати.
В графических программах все цветовые модели работают именно с триадными цветами. Поэтому воспроизведение плашечного цвета на экране монитора с помощью, например, цветовой модели RGB приводит к аппроксимации шишечного цвета триадным цветом.
Плашечная схема печати применяется в тех случаях, когда количество цветов в рисунке меньше четырех или когда отдельные цвета нельзя получить путем смешивания красок (например, неоновые или имитирующие металлизированную поверхность).
В случае необходимости прецизионного воспроизведения цвета или опадания специальных цветовых эффектов возможны реализация плашечной печати с большим количеством цветов или совмещение шишечной и многослойной печати.
Некоторые плашечные цвета можно точно передать с помощью триадных красок, другие находятся за пределами цветового охвата CMYK. Например, пастельные, неоновые или металлизированные краски не имеют аналогов в цветовой системе CMYK, а оттенок зеленого цвета легко заменить его составным аналогом.
О различии физических механизмах воспроизведения цвета плашечными и триадными цветами
Различие между плашечными и триадными цветами напрямую связано с процессами взаимодействия света с чернилами, используемыми для создания этих красок.
Чернила для плашечной печати непрозрачны, поэтому они отражают свет поверхностным слоем. В результате для получения на бумаге, например, пурпурного цвета необходимо использовать пурпурные чернила. Это позволяет, в свою очередь, получать очень яркие тона и специальные эффекты типа металлизации и ирнзацин (перелива оттенков).
Чернила для многослойной печати прозрачны, поэтому свет отражается не их поверхностным слоем, а поверхностью материала, на который они нанесены. Это приводит к тому, что образование цвета происходит за счет удаления из спектра лишних компонентов путем поглощения их слоем краски. В результате для воспроизведения пурпурного цвета на поверхность бумаги необходимо наложить два типа чернил — бирюзового и синего цветов. Они поглотят синюю и зеленую части спектра, оставив (отразив) для нашего глаза только пурпурную часть спектра.