Модуль управления цветом
Модуль управления цветом реализует механизм отображения цветового пространства одного устройства в цветовое пространство другого устройства исходя из соответствующих им цветовых профилей и эталонного цветового пространства. Как уже отмечалось, преобразование цветового пространства любого устройства (например, сканера) в цветовое пространство модели Lab или XYZ не представляет никаких проблем. Сложности возникают при выполнении преобразования в цветовое пространство устройства вывода, что связано с его более низким цветовым охватом. Как монитор не может отобразить все цвета, которые может воспринимать глаз человека, так принтер не может воспроизвести все цвета, отображаемые монитором. Модуль управления цветом осуществляет корректный пересчет невоспроизводимых оттенков. Этот процесс получил название процедуры сжатия цветовых пространств (gamut mapping). Он позволяет скоординировать цветовые охваты входных и выходных устройств таким образом, чтобы невоспроизводимые оттенки были заменены близкими к ним воспроизводимыми оттенками. Иными словами, «большее» входное цветовое пространство как бы «втягивается» внутрь «меньшего» цветового пространства (рис. 4.16).
Например, если сканированный красный цвет не может быть напечатан вашим принтером, использование процедуры gamut mapping приведет к тому, что при печати будет воспроизведен оттенок, наиболее близкий к оригинальному красному. При этом целостное цветовое восприятие, характеризуемое соотношением отдельных цветов, не нарушится.
Каждая система управления цветом имеет собственный модуль управления, встроенный в нее. Однако она может поддерживать аналогичные модули, производимые другими фирмами. Например, система управления цветом ColorSync 2.6, встроенная в ОС Мае, использует модуль управления цветом фирмы Heidelberg, но поддерживает также использование аналогичных модулей фирм:
• Kodak - KCMS;
• Agfa — FotoTune.
Операционные системы Windows 95 и Windows NT 4.0 не поддерживают систему управления цветом на системном уровне. На уровне приложений в них используются CMS, подобные Kodak KCMS и Agfa FotoTune. Однако управление цветом на уровне приложений не решает всех проблем. Любая газета пли брошюра собраны из элементов, созданных в нескольких программах, таких, например, как векторные и растровые графические редакторы. Поэтому управление цветом в программе для верстки не улучшит качество иллюстраций.
В ОС Windows 98 и Windows 2000 внедрено использование CMS на системном уровне с собственным модулем управления цветом ICM 2.0, разработанным Microsoft. Кроме того, эти операционные системы обеспечивают поддержку модуля управления цветом фирмы Heidelberg, используемого в системе ColorSync 2.6, и ряда модулей управления цветом третьих фирм например Kodak (рис. 4.17). При этом операционная система предоставляет интерфейс управления цветом и модуль управления цветом (СММ) по умолчанию. Приложение взаимодействует с интерфейсом напрямую и через графические библиотеки. Интерфейс получает информацию об устройствах из их профилей и передает ее системному либо специализированному модулю СММ.
Для осуществления преобразования цветовых пространств (rendering intent) модуль управления цветом предоставляет на выбор один из пяти способов:
• абсолютный колориметрический;
• относительный колориметрический;
Колориметрические способы, абсолютный и относительный. В абсолютном варианте белый цвет считается одинаковым и соответствующим источнику D50. Он удобен для калибровки, но не годится для отсканированных или цифровых фотографий, когда важна правильная передача цветового тона. Почему? Потому что ни XYZ, ни Lab не описывают цвет исчерпывающим образом. Другими словами, открытая Ньютоном трехмерность человеческого восприятия — лишь первое приближение к действительности. В дополнение к XYZ нужны параметры, описывающие условия наблюдения (viewing conditions), ярким примером которых является используемый источник света. Из-за рассмотренного нами ранее явления хроматической адаптации цвет, воспринимаемый человеком, сильно зависит от условий освещения.
В литературе о цвете можно встретить такой пример. Смотря телевизор, вы не сомневаетесь, что белое на экране действительно белое. Однако человеку, заглядывающему вечером в окно с улицы, телеэкран покажется голубым (эффект особенно заметен, если телевизор черно-белый). Это происходит потому, что глаз адаптировался к освещенности, создаваемой желтоватым светом уличных фонарей, которые в этот момент и служат глазу эталоном белого.
• относительноколориметрический;
Относительноколориметрический способ связывания профилей пытается учесть эффект хроматической адаптации исходя из того, что правильным выражением .;вета являются не тасла X, Y, Z сами по себе, но отнесенные к соответствующим числам «текущего» белого (то есть того, к которому глаз в данный момент адаптируется как к белому). В случае принтера — это значения X, Y и Z чистого листа бумаги; в случае монитора — это X, Y и Z белого экрана.
• перцепционный;
Перцепционный (от английского perception — восприятие), обеспечивает наилучший результат с точки зрения восприятия человека (но не с «точки зрения» прибора). Основное его отличие в том, что изменяются не только цвета, которые лежат за пределами цветового охвата устройства, но и близкие к ним. Соотношение между передаваемыми цветами сохраняется, но изменяются даже те из них, которые можно передать точно.
• сохраняющий насыщенность.
сохраняющий насыщенность (saturation) — предназначен для печати бизнес-графики самыми яркими из доступных цветов. Поэтому о корректной цветопередаче здесь говорить не имеет смысла.
В Adobe InDesign, Adobe PageMaker и Adobe Illustrator режимы perceptual vi saturation носят название image и graphics соответственно.