Учение Гроция о государстве и праве
Гроций являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на
естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать
"естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".
Естественное право при этом определяется как "предписание здравого ума".
Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его
соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо
морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом,
выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного)
и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо
волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).
Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является
правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное
право является средством реализации требований естественного права во
внутригосударственной жизни и в международном общении. "Право не получает своего
внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".
По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как
соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против
сильных и могущественных.
Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное
состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали
в "великой простоте", находились между собой "в некоей чрезвычайной взаимной
приязни" и пользовались "общностью имущества". Появление частной собственности,
необходимость её защиты привели к тому, что "люди объединились в государство".
Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим
установлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное для
человечества. "Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный
ради соблюдения права и общей пользы".
Форма правления не имеет существенного значения: "народ может избрать любой
образ правления ". отрицательное отношение к тирании, предпочтение, единоличной
и аристократической формам правления.
"верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей,
которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать".
Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении
государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на
сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии,
если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит
величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.
Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по
природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не
запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не
означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и
несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике
подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как
правонарушение".