Лоббизм - специфическая система функционального представительства групповых
интересов в органах гос. власти. Сущность лоббизма - совокупность средств и
методов воздействия на ограны государственной власти со стороны различных групп
давления.
Модели лоббизма
Плюралистическая - сущ. группа давления на гос-во. Действует самостоятельно, без
посредничества, сама определяет стратегию своих действий.
Корпоративистская - гос-во заключает своеобразный контракт с группой давления в
обмен на лояльностьй этой группы предоставляет ей определенные привелегии.
Модель строится на договоренности.
Материальные структуры лоббизма.
1) Крупные корпораций, организаций и тд могут иметь в своем составе лоббистские
структуры, которые устанавливают отношения с правительством.
2) Внешние лоббисты - различные фирмы, агенства, оказывающие платные услуги
любому клиенту.
Выделяют три основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний".
Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего
государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего
конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания
дав¬ле¬ния, которые проходят в основном за пределами государственных орга¬нов, в
поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.
Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего
органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.
Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:
1. Рекрутирование своих сотрудников во власть.
2. Подкуп должностных лиц.
3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях).
4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. -
профессиональных объединений).
5. Покровительство чиновников.
6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет)