Жан-Жак Руссо. Самую радикальную концепцию общественного договора создал
французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние,
своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должно
гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно
установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, так
как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди
не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти.
Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной
власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана
парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы
создаются общей волей народа.
Политические идеалы Руссо противоречивы. Убежденный сторонник свободы, которому
принадлежит известное восклицание: "Человек рождается свободным, но повсюду он в
оковах", - в своем политическом трактате "Общественный договор" он конструирует
модель политической ассоциации, которая гарантирует личности ее права и свободы.
Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, которая формируется при
заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид
превращается в нераздельную часть коллективного Целого. Никто из граждан не
может выразить своего частного интереса. Руссо выступает против общественного и
политического плюрализма, считая, что партии и частные ассоциации усложняют
процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не
осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно
заставить быть свободными.
Идеи Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции.
Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав
человека и гражданина (1789 г.) - провозглашал право человека на свободу, на
собственность и на сопротивление насилию. Получила практическое воплощение и
идея "общей воли" Руссо. Знаменитый якобинец М. Робеспьер и его сторонники
использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством
утверждения "общей воли" стала гильотина. В годы революции на ней погибло 17
тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами
революционеры. В ХХ в. идея господства коллективного Целого (государства,
общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей. Ее
смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности,
позволяющей создать дополнительные гарантии против тирании и нарушения
политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил поделить
суверенитет между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной (Аним.
9). Законодательная власть, хотя и является верховной, не носит абсолютного
характера. Среди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона
для всех, для богатых и для бедных, а также направленность закона на достижения
блага людей. Функции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам.
Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического
управления, сложившуюся в Британии после "Славной революции" 1688 г. На самом
деле ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью
исполнительной системы, а монарх через министров оказывал влияние на работу
парламента.