В политологической теории не сложилось единого определения власти.
Наиболее часто приводятся следующие определения:
- силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
- волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки
сопротивлению;
- власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на
поведение других.
1. Реляционистские теории - понимают власть как взаимодействия индивидов, в
которых один индивид изменяет поведение другого.
2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство любой
социальной системы.
3. Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории,
рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а
другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его
биологических или психологических особенностях.
Психологические трактовки выводят власть из психологии человека, из воли к
власти. Большой популяр-ностью в объяснении природы власти пользуется
психоаналитическая традиция, которая выводит стремление к власти из
подсознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных
исследователей.
Антропологический подход исходит из природы человека. Источник власти – страх
каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственного лишения
жизни. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть воздействует на
индивида и массу приказом и угрозой смерти. Чем сильнее от власти исходит угроза
смерти, тем эта власть более абсолютна.
---
- Экономическая власть означает контроль над имеющими стоимостное выражение
ресурсами, собствен-ностью, над материальными ценностями.
- Административно-принудительная (политическая власть в узком значении)
предполагает опору на сило-вые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью
применения или угрозы применения физической силы.
- Духовно-информационная – культурная, религиозная, власть СМИ.
- Политическая власть подразделяется на государственную и
общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ.
К другим проявлениям специфики политической власти отнесем следующее:
1) в отличие от межличностной политическая власть присутствует в отношениях
между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными
организациями;
2) предполагает необходимость организационных процедур для представления
интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность
(выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);
3) возможность использования самых разнообразных ресурсов;
4) сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрыто, вне сферы
общественного контроля;
5) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от
власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов
власти);
6) иерархичность отношений власти, что предполагает наличие центра власти;
7) характеризуется делегированием (передачей) части властных полномочий от
одного субъекта другому (модель: центральная > местная власть);
8) идеологичность.
-
Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее
политической и классовой природе. Государственная власть всегда является
политической и содержит элемент классовости.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект
обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.
Государственная власть реализуется через государственное управление -
целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те
или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных
объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она
проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих
механизм (аппарат) этой власти.
Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной
силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной
провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и
правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют
централизованной организацией силы.
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и
силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она
обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от
внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том
числе государственного принуждения и военной силы.
-------
Структура власти – это те компоненты, без которых она не
состоится. Таковыми являются её субъект, объект, подчинение объекта, источники и
ресурсы власти. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ
(распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его
невыполнения.
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень
представлен индивидами, вторичный – политическими организациями, субъекты более
высокого уровня – политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по
другим критериям.
Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для
влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти.
-------
Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. -это состояние
власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.
Легитимация – это способ или процесс, посредством которого власть получает
оправдание. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не
бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти
апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция офи-циальной
власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет,
доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его
интересам.
Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В
харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость,
героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на
безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде,
Маго-мете, Наполеоне.
Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально
установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной
тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно
они выступают посредниками между властью и народом, являясь обяза-тельными и для
народа, и для руководства.
Признаками падения легитимности власти являются:
- Рост степени принуждения;
- Ограничение прав и свобод;
- Запрещение политических партий и независимой прессы;
- Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными
структурами;
- Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных
групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;